Russian Belarusian English
Russian Belarusian English

Телефон справки:
+375 17 368 61 07
+375 17 358 61 85

Приемная главного врача:
+375 17 367 75 88

Телефон/факс:
+375 17 368 14 20

Вызов врача на дом:
+375 17 367 58 26

Телефон доверия
Мингорисполкома:
+375 17 357 45 65

Телефон справки:
+375 17 368 61 07
+375 17 358 61 85

Приемная главного врача:
+375 17 367 75 88

Телефон/факс:
+375 17 368 14 20

Памятка для родителей о профилактике насилия в семье

 

news-1.jpg

 Детство должно улыбаться,

 Счастьем искриться в глазах,

 В сердце теплом вспоминаться,

 А не слезой на глазах

 

 

По определению ВОЗ, насилие – это преднамеренное применение физической силы или власти, действительное или в виде угрозы, направленное против себя, против иного лица, результатом которого являются (либо имеется высокая степень вероятности этого) телесные повреждения, смерть, психологическая травма, отклонения в развитии или различного рода ущерб. Согласно официальной позиции ВОЗ, причины насилия отчасти обусловлены биологическими или иными личностными факторами, предрасположенностью человека к агрессии, однако, чаще всего, такие факторы взаимодействуют с семейными, культурными и прочими факторами внешнего характера и таким образом создают ситуацию, в которой возникает насилие.

Семья – достаточно закрытая система, происходящие в ней негативные моменты (ссоры, конфликты, наказания) чаще всего, скрыты от окружающих.

Типы насилия в семье: физическое; психологическое, сексуальное и экономическое.

Психологическое насилие – чаще всего встречающийся вид насилия в семье, к нему относится унижение, оскорбление, контроль поведения, изоляция, ограничение круга общения жертвы, «промывание мозгов», допрос, шантаж, угрозы причинения насилия.

Физическое насилие – прямое или косвенное воздействие на жертву с целью причинения физического вреда: нанесение увечий, тяжких телесных повреждений, побои, пинки, шлепки, толчки, пощечины, и другое. Телесное наказание в семье является одной из форм домашнего насилия.

Сексуальное насилие – любое принудительное сексуальное действие или использование сексуальности другого человека.

Экономическое насилие – попытки лишения одним взрослым членом семьи другого возможности распоряжаться семейным бюджетом, иметь средства и права распоряжаться ими по своему усмотрению, экономическое давление на несовершеннолетних детей и т.д.

Отсутствие заботы – это пренебрежение основными потребностями человека (в еде, одежде, медпомощи, присмотре и другое).

В семье наиболее частыми жертвами насилия становятся женщины и дети.

Ребенок еще не может и не умеет защитить себя от физического насилия и психического давления со стороны взрослого. Но дети учатся у нас поведению, манерам общения, крику - если мы кричим, грубости - если мы грубим, жестокости - если мы это демонстрируем. Ребенок, который воспитывается в условиях бесправия, никогда не будет уважать прав другого человека. И, наоборот, доброе, хорошее поведение наших детей порождается только добром. Удивительно, но ненасилие гораздо больше способствует гармоничному росту и всестороннему развитию ребенка, чем грубое и жесткое обращение с ребенком. Наши необдуманные агрессивные действия по отношению к ребенку порой могут быть вызваны даже не проступками ребенка, а нашей усталостью, неприятностями и неудачами, раздражением и т.д. Гнев, вылитый в этом случае на ребенка, ничему его не учит, а только унижае , оскорбляет и раздражает.

news-1-1.jpgНаказывая своего ребенка физически, родители наивно полагают, что самый короткий путь к разуму лежит «через ягодицы», а не через глаза и уши. Добиваясь видимого кратковременного послушания, родители своей жестокостью «воспитывают» фальшь и обман, притупляют процесс нормального развития ребенка. Помните, что «лаской всегда добьёшься больше, чем грубой силой». В.А. Сухомлинский говорил: «Ребёнок ненавидит того, кто бьёт». Жестокое обращение с детьми очень часто вызывает у них отнюдь не раскаяние, а совсем другие реакции: страх, возмущение, протест, обиду, чувство оскорбленное, жажду мести и компенсации, стремление к обману, изворотливость, потерю способности к здравому рассуждению, агрессивное поведение, снижение самооценки, ненависть к себе и окружающим (если ребенка часто бьют).

Жестокое обращение с детьми обычно также вызывает задержку их психического и социального развития. Важно не допустить, чтобы побои и наказания превратились в кошмар для ребенка и его родителей, когда ребенок перестанет понимать «за что», эмоционально «отупеет» и перестанет различать, где хорошие, а где плохие поступки. Но еще более важно помнить, что из любого кошмара всегда есть выход. И первый шаг должен сделать тот, кто сильнее и мудрее. Хорошо, если это будет взрослый и родной человек.

Выйти из ситуации, когда вдруг покажется, что нужно применить наказание, или предупредить эту ситуацию помогут следующие рекомендации:

  1. Прислушивайтесь к своему ребенку, старайтесь услышать и понять его. Вникните в проблему ребенка. Не обязательно соглашаться с точкой зрения ребенка, но благодаря родительскому вниманию он почувствует свою значимость и ощутит свое человеческое достоинство.
  2. Принимайте решения совместно с ребенком, а также дайте ему право принимать самостоятельные решения: ребенок охотнее подчиняется тем правилам, которые устанавливал сам. При этом мы не отрицаем, что некоторые решения могут принимать только родители. Предоставьте ребенку право выбора, чтобы он реально почувствовал, что волен сам выбирать из нескольких возможностей.
  3. Постарайтесь предупредить ситуацию или изменить ее так, чтобы ребенку не нужно было бы вести себя неправильно.
  4. Предоставляйте ребенку возможность отдохнуть, переключиться с одного вида деятельности на другой.
  5. Требуя что-то от ребенка, давайте ему четкие и ясные указания. Но не возмущайтесь, если ребенок, может "быть, что-то не понял или забыл. Поэтому снова и снова, без раздражения, терпеливо разъясняйте суть своих требований. Ребенок нуждается в повторении.
  6. Не требуйте от ребенка сразу многого, дайте ему постепенно освоить весь набор ваших требований: он просто не может делать все сразу.
  7. Не предъявляйте ребенку непосильных требований: нельзя от него ожидать выполнения того, что он не в силах сделать.               
  8. Не действуйте сгоряча. Остановитесь и проанализируйте, почему ребенок ведет себя так, а не иначе, о чем свидетельствует его поступок.
  9. Подумайте, в чем трудность ситуации, в которую попал ребенок? Чем вы можете помочь ребенку в этой ситуации? Как поддержать его? 

Искренне любите своих детей!

В каждой области республики и г. Минске организована и функционирует служба экстренной психологической помощи по телефону «Телефон доверия», экстренная психологическая помощь по телефону осуществляется бесплатно, анонимно. Номера службы экстренной психологической помощи «Телефон доверия»:

г. Минск:для взрослых – 8–017 – 2904444, для детей – 8 – 017 – 2630303