Russian Belarusian English
Russian Belarusian English

Телефон справки:
+375 17 368 61 07
+375 17 358 61 85

Приемная главного врача:
+375 17 367 75 88

Телефон/факс:
+375 17 368 14 20

Вызов врача на дом:
+375 17 367 58 26

Телефон доверия
Мингорисполкома:
+375 17 357 45 65

Телефон справки:
+375 17 368 61 07
+375 17 358 61 85

Приемная главного врача:
+375 17 367 75 88

Телефон/факс:
+375 17 368 14 20

Дорожно-транспортный травматизм

 

Травматизм представляет серьезную угрозу для здоровья и жизни взрослых и детей. Ежегодно миллионы людей на планете из-за личной бес-печности и неосторожности или по чьей-то преступной халатности и безответ-ственности получают травмы, становятся инвалидами, лишаются жизни. 
Из всех видов травматизма наибольшую опасность  для здоровья и  жизни людей представляет дорожно-транспортный травматизм. 
Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, ежегодно в ми-ре в результате дорожно-транспортных происшествий (ДТП) погибает около 1,3 млн. человек, каждый пятый из них – ребенок; от 20 до 50 млн. человек  получают травмы и увечья. Для Беларуси эта проблема также актуальна. Ежегодно в нашей стране совершается свыше 5 тысяч дорожно-транспортных происшествий, в которых гибнет более тысячи человек и свы-ше 5 тысяч получают травмы различной степени тяжести. 
По-прежнему значительное количество ДТП и связанных с ними тяжелых до-рожно-транспортных травм совершается в столице. 
 
ЧТО ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНАЯ ТРАВМА 
И КАКОВЫ ЕЕ ПОСЛЕДСТВИЯ?  
Дорожно-транспортная травма – это смертельная или несмертельная травма, причиненная в результате аварии на публичной дороге с участи-ем, по меньшей мере, одного движущегося транспортного средства. Самыми уязвимыми пользователями дорог являются дети, пешеходы, велосипедисты и пожилые люди
 

Термин дорожно-транспортный травматизм представляет собой совокупность травм, полученных при определенных обстоятельствах у одинаковых групп населения за определенный отрезок времени (месяц, квартал, год и т.п.). Дорожно-транспортный травматизм занимает третье место по смертности людей в воз-расте от 5 до 44 лет, уступая лишь  ИБС и депрессивным состояниям. 
 
Травмы, полученные в результате ДТП, нередко сопровождаются увечьями и гибелью людей. Эти травмы и увечья характеризуются наибольшей тяжестью, высокой летальностью, длительным лечением в стационарах (свыше 30 суток), большими материальными затратами. 

Соотношение между случаями смертности в результате ДТП, нуждающихся в госпитализации и лечении травм 1: 15: 70. 
При ДТП 50-55% смертельных случаев наступает на месте происшествия, 25% в процессе транспортизации, 6% - в приемном покое, 30-40 % - в стаци-онарах. 
Основные повреждения - переломы костей - 30%, множественные и сочетан-ные повреждения - 30%, травмы головного мозга - 25%. 
По многолетним наблюдениям работников ГАИ г.Минска, наибольшее коли-чество ДТП с тяжелыми увечьями и летальным исходом приходится на четверг-пятницу, наименьшее - воскресенье-понедельник; по времени су-ток - «пик аварийности» приходится на период времени с 15 до 21 часа (до 46% всех ДТП), а по времени года - последний квартал (октябрь-декабрь). 
Наибольшее число транспортных травм приходится на зимний пе-риод (42%). 
 
ПРИЧИНЫ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ТРАВМ 
 
Значительное количество дорожно-транспортных травм взрослые и дети получают в дорожных авариях и ДТП. При их совершении можно выделить 4 фактора: водитель, автомобиль, пешеход, дорога. В каждом происше-ствии действуют не менее двух из них. Самый главный фактор - человек: роль водителя и пешехода первостепенна. 
Почти 11 % от общего количества дорожно–транспортных происшествий со-ставляют ДТП, совершаемые водителями, находящимися в состоянии алко-гольного опьянения. При алкогольном опьянении у водителя снижается наблюдательность, распределение и подвижность внимания, скорость реак-ции, ослабляется критическое отношение к окружающему. Это приводит к переоценке своих возможностей и появлению чувства беспечности. Вероят-ность ДТП увеличивается в зависимости от дозы алкоголя в 3-50 раз. 
Причин ДТП по вине водителей несколько: превышение скорости, нару-шение правил проезда пешеходных переходов, нарушение правил маневри-рования (обгон). Сопутствующими факторами в ряде случаев являлось не-удовлетворительное состояние дорог. 
Немаловажной причиной дорожного травматизма является пассажир или водитель, находящийся в транспортном средстве с непристегнутым ремнем или малолетний ребенок без детского удерживающегося устройства,
а также сам пешеход из-за его невнимательности, недисциплинированности, шало-сти у детей, рассеянности у пожилых, нарушения элементарных правил до-рожного движения, перехода улиц, перекрестков и т.п.
Внезапное появление перед движущимся транспортом в таких случаях приводит к трагическим последствиям. 
Водитель при всем желании не успевает, не в состоянии остановить машину.  
В результате дорожных аварий в таких случаях наблюдаются травмы, сопровож-дающиеся обширными ранениями, вывихами, переломами костей, повре-ждениями черепа, позвоночника, костей таза. Эти опасные для жизни состо-яния трудно поддаются лечению, сопровождаются длительным сроком не-трудоспособности. Часть пострадавших на всю жизнь остаются инвалидами, а нередко медицина остается бессильной. 
Мотоциклистам, несмотря на использование жесткого шлема, при столк-новении с препятствием угрожают тяжелые повреждения головы и шеи. При резком торможении мотоциклиста или при столкновении – мотоциклист или сидящий позади него пассажир вылетают из седла и ударяются о землю со всеми вытекающими последствиями. 
 
 
 
МЕРЫ ПРОФИЛАКТИКИ 
ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА 
 
 В Республике в целом и в Минске, в частности, принимаются меры по уменьшению ДТП и сокращению на этой основе дорожно-транспортного травматизма.  
Министерством внутренних дел Республики Беларусь проводятся месячники безопасно-сти дорожного движения.2
 
В начале учебного года в обязательном по-рядке проводится комплекс мероприятий «Внимание: дети».
Среди  других мер по снижению дорожно-транспортного травматизма следует отнести такие, как:  
- Предупреждение пьянства среди всех участников дорожного движения, как одной из причин, способствующей дорожно-
транспортному травматизму, в том числе ужесточение мер административной и уголовной ответственности. 
 
-Обучение лиц «первого контакта» с пострадавшими в ДТП (спаса-тели, сотрудники внутренних дел, стюардессы, бортпроводники, лица профессий повышенного риска) по оказанию первой помощи и транс-портировке пострадавших).
7
- Оптимизация системы взаимодействия органов управления, сил и средств различных ведомств, участвующих в оказании помощи постра-давшим и ликвидации последствий дорожно-транспортных происше-ствий.
- Активное привлечение внимания общественности, СМИ к ДТП, их последствиям, а также к мерам, которые можно принимать для их предупреждения.
- Ведение широкой разъяснительной работы среди различных категорий населения по формированию здорового и безопасного образа жизни с учетом того, что большинство взрослых и детей яв-ляются «уязвимыми пользователями дорог». 
 Но какие бы меры ни принимались государственными органами, многое зависит от самих граждан, их личной заботы за сохранение собственной жизни и здоровья. 
Взрослые и дети должны всегда знать и помнить: прогнозирование и предвидение возможных последствий в той или иной ситуации, повы-шенное внимание и бдительность не только в экстремальных условиях, но и в повседневной жизни, соблюдение Правил дорожного движения – помогут избежать травм и увечий, сохранить жизнь и здоровье на долгие годы. 
6